15 октября, 2014
RSSПечать
Верховный Суд учел рекомендации ОП

Президиум Верховного Суда 1 октября 2014 года утвердил документ «Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления» после того как Общественная палата 24 июня 2014 г. приняла свои рекомендации, подготовленные по итогам слушаний.
В рекомендациях ОП было отмечено, что «в целях создания единой правовой позиции следует рассмотреть вопрос обобщения сложившейся судебной практики по искам об изъятии жилых помещений у добросовестных приобретателей».
В документе, утвержденном Президиумом Верховного Суда в частности, идет речь о том, что «недействительность сделки по отчуждению жилого помещения сама по себе не свидетельствует о выбытии недвижимого имущества из владения Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования помимо воли собственника», что ломает всю схему доказательств, которой пользовались органы власти ранее.
Немаловажно и то, что теперь «течение срока исковой давности по искам об истребовании недвижимого имущества (жилых помещений) из чужого незаконного владения начинается со дня, когда уполномоченный собственником жилищного фонда орган узнал или должен был узнать о нарушении своего права».
В документе ВС также подтверждается, что с целью эффективной защиты прав и свобод человека судами должны учитываться правовые позиции Европейского Суда по правам человека. Ведь, в соответствии со статьей 1 Протокола№ 1 к Конвенции «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
Согласно обзору, «анализ судебной практики свидетельствует о том, что споры о возможности истребования имущества от добросовестных приобретателей возникают преимущественно тогда, когда такое имущество продается лицом, не имеющим права его отчуждать. Соответственно, в том случае, если жилое помещение получено владельцем не от собственника, то собственник вправе истребовать его посредством виндикационного иска (статья 301 ГК РФ)».
«Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения», — поясняется в документе.
«Разрешая вопрос о добросовестности или недобросовестности приобретателя жилого помещения, необходимо учитывать осведомленность приобретателя о наличии записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности отчуждателя имущества, а также принятие мер для выяснения правомочий продавца на отчуждение жилого помещения», — говорится в документе.
Принятое Президиумом Верховного Суда решение, направленное на защиту интересов граждан, позволит им опираться на приведенные в нем положения при подаче апелляционных и надзорных жалоб, а также рассчитывать на пересмотр уже принятых судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.