Новости
26 ноября, 2019
RSSПечать
Новый закон причинит ущерб нравственному здоровью и развитию детей — Павел Пожигайло
В ОП РФ обсудили законопроект, регулирующий доступ детей к культурным ценностям

25 ноября в Общественной палате РФ прошли общественные слушания проекта Федерального закона № 717228-7 «О внесении изменений в статью 30 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательных механизмов, регулирующих доступ детей к культурным ценностям и культурным благам».
В частности, речь в законопроекте идет о возможности отмены возрастной маркировки «0+», «6+», «12+», «16+» для определенных видов информационной продукции. По мнению экспертов, предлагаемое в законопроекте изменение действующего порядка возрастной классификации информационной продукции представляется спорным.
Так, рассматриваемая конструкция не учитывает специфику воздействия информации на ребенка, особенности восприятия детьми различной возрастной категории, что нарушает принцип дифференцированного возрастно-психологического подхода к обеспечению информационной безопасности детей до 18 лет.

По его мнению, порядок распространения такой информационной продукции, а также порядок отнесения к таковой должны быть максимально прозрачными, доступными и понятными для общества.
Модератор слушаний член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Павел Пожигайло отметил, что предложения участников слушаний будут направлены в органы власти, и пояснил, что предлагаемая правовая конструкция требует дополнительного обсуждения.
«Проблематика заключается том, что, с одной стороны, была позиция Президента, где он, наоборот, транслирует тезисы в защиту детей от информации, которая может навредить их нравственному здоровью, однако депутаты предложили закон, в котором они предлагают для произведений искусства оставить возрастные ограничительные рамки только 18+. Авторы законопроекта говорят, что в кинотеатр приходят родители с детьми, а там ограничение 12+, а у них дети десяти лет, и они уверены, что сами вправе определять возрастные рамки для просмотра кино», — пояснил член ОП РФ.
С другой стороны, по его мнению, разработка законопроекта — это экономическое лоббирование продюсеров, прокатчиков: «Может быть, это первая причина внесения изменений, продюсеры, прокатчики считают, что снятие возрастных ограничений позволит увеличить оборот продукции».
Однако, по словам Пожигайло, снятие возрастных ограничений, начиная с дошкольного возраста, не представляется целесообразным и допустимым. Демонстрируемые в кинотеатрах фильмы зачастую содержат информацию, способную травмировать детскую психику, — несчастные случаи, аварии, катастрофы, заболевания, смерть, жестокость и насилие, антиобщественное поведение и так далее. Принятие рассматриваемого положения в представленной редакции приведет к росту рисков нанесения непоправимого ущерба нравственному здоровью и развитию детей, уверен Пожигайло.

«Необходимо провести публичное обсуждение законопроекта, сама по себе концепция дефектная. Также необходимо провести общественно-профессиональную экспертизу с участием педагогов, детских психологов. Авторы законопроекта — депутаты, деятели сферы культуры, но в авторах нет ни одного детского психолога, специалистов по детскому поведению и информационному воздействию на детей», — отметила она.
Почетный работник прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук Ольга Пристанская отметила, что дефектность законопроекта заключается в направленности его на приоритетную защиту прав коммерческих интересов производителей информационной продукции, по ее мнению, в ущерб ребенку и охраны его духовного, психического здоровья.
«Мы были в шоковом состоянии, когда убедились, что законопроект распространяется не только на оборот культурных ценностей и благ, но и на другие виды информационной продукции и средства массовой коммуникации. Авторы законопроекта к нам прислушались, самые одиозные нормы были исключены, но от этого концепция законопроекта не изменилась, и серьезные деструктивные новации в нем сохранились», — прокомментировала она.
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член экспертного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Лидия Матвеева уверена, что необходимо ввести на законодательном уровне дополнительные возрастные ограничения для всех категорий граждан в информационном и культурном пространстве: «Нужно ввести маркировку, например, для пожилых граждан. Информационная продукция должны иметь возрастную маркировку для родителей, детей и пожилых граждан, согласно которой определяется разрешение или ограничение на просмотр того или иного информационного продукта».