RSS Eng

05 октября, 2017

RSS

Печать

В служении другим мы находим себя

В ОП РФ обсудили развитие наставничества

В служении другим мы находим себя

«Даже доброе дело, которое совершается без рассуждения, может иметь негативные последствия», — говорит председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности Александр Ткаченко, основатель первого в России детского хосписа и лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.

«Что хорошего может сделать бизнес-сообщество для детей и особенно подростков, которые живут в детских домах? Вкусно накормить, вручить дорогие подарки? Если компании или корпорации действительно хотят помочь этим детям, то самое лучшее — это поддержать наставничество», — считает отец Александр.

«Люди часто следуют простому душевному порыву — сделать что-то хорошее для детей, которые живут в иных условиях. Но, к сожалению, дети в детских домах часто продают подарки благотворителей, а вырученные деньги могут пустить на алкоголь или наркотики. Есть другой вариант подарка, куда более ценного, — можно подарить детям свое внимание», — говорит он.

На данный момент наставничество — одно из актуальных направлений развития волонтерского движения. Сегодня им активно занимается Комиссия по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности.

4 октября по инициативе Комиссии в ОП РФ прошел круглый стол, посвященный развитию наставничества. Участники мероприятия обсудили, как НКО, государство и бизнес могут эффективно взаимодействовать, объединяя усилия для помощи наиболее уязвимым группам населения. В ближайших планах Комиссии — организация крупного форума, на котором НКО и учреждения, практикующие наставничество, представят лучшие наработки и программы, а также обсудят проблемные места этой сферы.

Не создать, а вернуть

«Мы ставим большую цель — вернуть наставничество в культуру нашей страны. Наставничество всегда было естественной формой передачи опыта от старшего к младшему в жизни разных слоев общества России. Это было и среди крестьянства, когда нужно было обучить новое поколение уходу за землей, скотом, и среди крупных промышленников страны, которые создали целый институт меценатства. Традиции российской благотворительности были заложены личным примером Императорского дома. Самые крупные благотворительные организации находились под покровительством императорской семьи и охватывали самые разные сферы — от искусства до науки. Традиции наставничества перешли и в советскую эпоху. Вспомним хотя бы такое явление, как шефство... Оно было важным не только для подопечных, но и для самих наставников. Ведь когда мы можем со всей ответственностью и любовью передать свой опыт другим, мы и сами формируемся как личности. Находим в служении другим самих себя. Истинное счастье — видеть, как младшие делают успехи!», — рассказывает Александр Ткаченко.

Наставник может стать ключевой фигурой для молодого человека, который готовится выйти из социального учреждения в новый для него мир, где ему придется решать задачи, с которыми он в одиночку может не справиться, — поиск работы, обустройство жилья и быта, выстраивание надежных социальных связей. Наставник — проводник, через которого воспитанник детского дома усваивает новые жизненные ценности и приобретает необходимые навыки.

Вопрос к себе

«В жизни каждого человека, наверное, был старший друг, учитель, наставник, который сыграл важную роль в нашей жизни. Мы тоже можем стать таким значимым человеком для тех, кто сегодня находится в детских домах. Подарить им свое внимание. Вовлечь в круг своего общения. Сформулировать важные жизненные ценности и даже помочь с выбором профессиональной ориентации, — говорит Александр Ткаченко. — Безусловно, человек, который решает стать наставником, должен осознать всю степень ответственности, которая на него ложится. Ему следует честно ответить на вопросы прежде самому себе: почему это важно для меня? Насколько я готов? Вот почему наставничество нуждается в сопровождении специалистов — психологов, педагогов, методистов, которые будут отбирать людей, действительно готовых к этой деятельности, и следить за их отношениями с подопечными. Важно учитывать, как личность наставника может повлиять на формирование личности подростка».

О том, как наставничество реализуется на практике, рассказала Руслана Яценко, психолог и куратор одной из самых известных программ наставничества — «Старшие братья, старшие сестры». По словам методиста, организация реализует долгосрочную программу: взаимодействие с подопечным в течение минимум одного года, с регулярностью встреч раз в неделю. За отношениями подопечного и наставника наблюдает куратор. Все кураторы имеют психологическое образование и оказывают поддержку паре на протяжении всего периода общения.

«Чтобы отношения были выстроены грамотно, куратор помогает ставить правильные цели, — говорит Руслана Яценко. — Наставники должны четко понимать, ради чего они общаются, поэтому мы проводим серьезный отбор и обучение будущих „старших братьев“ и „сестер“. Каждая пара ставит свои цели — одинаковых не бывает. Для кого-то целью может стать построение образовательной модели, а для кого-то важным будет научиться завязывать шнурки. Мы внимательно наблюдаем, какие изменения происходят в каждом ребенке под влиянием наставника. Ребенку важно усвоить положительную ролевую модель взрослого. Дети учатся выстраивать долгосрочные отношения, адекватно преодолевая конфликты и разногласия. Это залог успеха в обществе и дорога к личному счастью».

Большинство подопечных «Старших братьев, старших сестер» — из соцучреждений. Однако заручиться поддержкой наставника могут также и ребята, которые находятся под опекой, например, бабушек.

«Бабушки — хорошие, — говорит Руслана, — но у них не всегда хватает сил справляться со сложными подростками, которые становятся для них непонятными существами. В этот момент важно, чтобы в жизни ребенка появился новый взрослый человек: так мы можем избежать возможного отказа от опеки и помещения подростка в сиротское учреждение. Благодаря наставнику у детей появляется шанс посмотреть на мир с другой стороны. Когда в семью входит старший, бабушки вздыхают с облегчением: наконец-то у внуков появился правильный ориентир в жизни и авторитетный человек».

Наставничество может быть не только долгосрочным, но и краткосрочным, когда ставится такая цель как, например, профориентация подростка.

Проект «Не рядом, а вместе» Агентства стратегических инициатив поддерживает многие наставнические организации и разрабатывает собственные методики и программы в этой сфере. Получив на руки статистику по социальной адаптации детей-сирот, эксперты АСИ пришли к выводу, что необходимо строить специальные методики, которые помогут детям-сиротам при выходе из учреждения.

«Цель краткосрочной программы АСИ — построить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, для того чтобы он имел представление о своем профессиональном будущем», — говорит представитель агентства Алиса Бабина.

«Наставник здесь выступает в иной роли. Он не старший брат, скорее старший коллега. Каждая встреча наставника и подростка имеет свой сценарий, который прописывает сопровождающий пару методист. Благодаря работе с наставником ребенок лучше понимает, как использовать собственные ресурсы и эффективно встраиваться в жизнь», — поясняет она.

По словам Алисы Бабиной, корпорации, которые пожелают участвовать в краткосрочных проектах АСИ, могут выступить в роли условного работодателя. Они организуют встречу в рабочей среде и делятся профессиональным опытом. Наставник показывает, как он учился справляться с трудностями в своей профессиональной и личной сфере, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Маленьким мамам одна дорога?

В государственном специализированном доме ребенка «Маленькая мама» воспитываются девушки-сироты, которые рано забеременели и приняли решение стать мамой. Приходят сюда и те юные женщины, которые не нашли поддержки в родной семье и оказались между сложным выбором — уйти из дома и сохранить жизнь своему будущему ребенку либо отказаться от него, но остаться в семье. Молодых женщин здесь готовят стать мамами. Над центром шефствует фонд «Хранители детства», который подбирает для девушек наставников, организует для них курсы компьютерной, правовой и финансовой грамотности, профориентационные занятия.

«У наших девочек был один путь — в официантки, — говорит сотрудница „Маленьких мам“ Валерия Тофт, — сколько мы ни ходили вместе по работодателям, наших девочек никуда больше не принимали. Как только узнают, что они воспитанницы сиротских учреждений, да еще и с трехлетними детьми, сразу отказываются. Роль наставника в жизни наших девочек огромна. Они прислушиваются к их советам, обретают уверенность в себе и потихоньку начинают понимать, что у них не так уж мало возможностей. Счастье, что девочки, еще находясь у нас, могут попробовать себя в той или иной профессии и обрести знания, необходимые для самостоятельной жизни с ребенком».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться